стр.
94

Феномен невербального дейксиса в произведениях Л.Н. Толстого


(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)

Язык осуществляет репрезентацию мира, укорененную в формах жизни, где материальная деятельность субъекта и употребление языка являются взаимодополнительными. Русские писатели, оказавшись на Кавказе и осознавая необходимость его присоединения к России, старались изучить языки и культуры горцев, одновременно пропагандируя русский язык и культуру среди народов Кавказа; начали изучать повседневную жизнь (обычаи, обряды, быт) горцев; чем больше русская интеллигенция узнавала о горцах, тем больше уважение и интереса выказывалось к ним. Произведения, которые были
созданы в результате этой деятельности, до сих пор не освоены в полной мере, хотя в настоящее время актуальным является формирование культурных и языковых контактов на Северном Кавказе. Межъязыковое и межкультурное взаимодействия являются положительными предпосылками эффективного общения. Исследование феномена невербального дейксиса играет огромную роль в формировании системы межкультурной коммуникации и развитии теории языка и речевого дискурса. На коммуникативном уровне элементы невербального дейксиса проявляются как необходимость взаимодействия
и взаимовлияния людей. Язык невербального общения – своеобразная форма самовыражения. Из сказанного следует, что миротворческая деятельность в полилингвальном, поликультурном, полиэтническом регионе возможна только при соблюдении главных императивов речевого взаимодействия – взаимопонимание, взаимоуважение, взаимотолерантность.
межэтнический диалог, язык, культура, невербальный дейксис, языковая личность, речевая ситуация, событие, коммуникативный акт

Полный текст любой статьи вы можете найти
в печатной версии журнала или на сайте РИНЦ.