стр.
164
Театральная эстетика Дидро в России
В статье рассматривается влияние трактатов Дидро по эстетике театра («Беседы о “Побочном сыне”» (1757), “О драматической поэзии” (1758), “Парадокс об актере” (1773–1777, опубл. 1830) на российских режиссеров – новаторов В.Э. Мейерхольда и К.С. Станиславского. Идея “четвертой стены”, впервые высказанная Дидро, его требование реалистичности изображения – “жизни на сцене”, роль пантомимы, противопоставление актера, играющего “нутром” актеру, руководствующемуся рассудком, необходимость репетиций, значение отлаженной труппы – эти мысли, высказанные, но не нашедшие понимания в XVIII столетии, оказались востребованными и развитыми в русском театре начала XX вв.
театр, пантомима, “четвертая стена”, искусство представления, искусство переживания, декорация, психотехника, биомеханика