стр.
5

Истоки Просвещения: от Древнего Рима к Европе XVIII века


(Таганрог)

Статья имеет своей целью выявление истоков Просвещения и обоснование идейной взаимосвязи учений
европейских просветителей и выдающихся мыслителей Древнего Рима. Она продолжает широко ведущуюся
в мировой научной мысли дискуссию о возможности считать Просвещение целостным общественным движением
и о том, насколько далеко в прошлое необходимо относить его истоки. Путем сравнительного анализа культур-
ных моделей Европы XVIII века и Древнего Рима, а также сопоставления текстов европейских просветителей
и древнеримских философов выявляются идейная общность их учений и свойственное им стремление к популя-
ризации знания среди широких масс народа. Проведенный в статье анализ показывает, что культуре Древнего
Рима был присущ явно выраженный просветительский пафос, позволяющий считать ее одной из первых ступе-
ней на пути к той культурной модели, полное утверждение которой в Европе было обусловлено деятельностью
просветителей XVIII века. Уже в Древнем Риме зародилось утилитарное отношение к философии как средству
образования и нравственного воспитания. Здесь особую остроту приобрела критика религиозного культа и суе-
верий, которую легко обнаружить у Цицерона, Лукреция, Сенеки. Она соотносится с антиклерикализмом многих
европейских просветителей – Мелье, Гольбаха, Вольтера. Древнеримской философии был свойственен обостренный
антидогматизм, критическое отношение к любым авторитетам. В качестве единственного источника и критерия
истины римляне принимали лишь разум. В Древнем Риме находятся также и истоки гуманизма, который стал
важнейшей чертой Просвещения XVIII века. Все это позволяет назвать Древний Рим “античным Просвещением”
Просвещение, Европа, Древний Рим, истоки, философия, популяризация знания, анти- клерикализм, антидогматизм, вера в разум, гуманизм

Полный текст любой статьи вы можете найти
в печатной версии журнала или на сайте РИНЦ.