стр.
74
Религиозный облик населения Северо-Западного Кавказа в VIII–XV вв.: соотношение христианства и языческих культов
Автор сопоставляет зихскую погребальную практику, которая дистанцировалась от христианской традиции массовым применением кремации тела усопшего. Обращается внимание на то, что в христианской религии существовал категорический запрет на кремацию и любые иные формы разрушения тела усопшего.
Другой отличительной чертой религиозного быта Черкесии являлся обряд так называемого “воздушного погребения” – четкий культурный маркер не только адыгского, но и абхазского средневекового этноса. Типологически кавказский обряд “воздушного” погребения автор сопоставляет с предварительными “воздушными” погребениями в зороастризме.
Биритуализм погребальной обрядности на протяжении более чем пяти столетий составлял неотъемлемую черту погребальной практики населения Северо-Западного Кавказа. Весьма вероятно, что кремационный обряд в Черкесии стал своего рода концептуальным продолжением “воздушного погребения”. В этом плане кремация представляет собой кардинальный способ уничтожения плоти. Характерным замечанием о культурном облике черкесов была констатация того, что они “плохие христиане” (вариант: “плохие мусульмане”). Нетвердость моно-
теистических представлений и сила языческих культов превратили черкесов в глазах греков, турок и арабов в своего рода “злых язычников”.
Другой отличительной чертой религиозного быта Черкесии являлся обряд так называемого “воздушного погребения” – четкий культурный маркер не только адыгского, но и абхазского средневекового этноса. Типологически кавказский обряд “воздушного” погребения автор сопоставляет с предварительными “воздушными” погребениями в зороастризме.
Биритуализм погребальной обрядности на протяжении более чем пяти столетий составлял неотъемлемую черту погребальной практики населения Северо-Западного Кавказа. Весьма вероятно, что кремационный обряд в Черкесии стал своего рода концептуальным продолжением “воздушного погребения”. В этом плане кремация представляет собой кардинальный способ уничтожения плоти. Характерным замечанием о культурном облике черкесов была констатация того, что они “плохие христиане” (вариант: “плохие мусульмане”). Нетвердость моно-
теистических представлений и сила языческих культов превратили черкесов в глазах греков, турок и арабов в своего рода “злых язычников”.
христианство, Зихская епархия, язычество, биритуализм, кремация, “воздушное по- гребение”