стр.
23
Политика идентичности в современной России: конструкция и деконструкция (экспертное мнение)
На основе проведенного в 2016 г. экспертного опроса анализируются дискурсы о национальной идентичности и политике идентичности в России. Мнения экспертов объединены в четыре группы: первая – политика идентичности имеет конкретное конструктивное наполнение; вторая – политика идентичности есть, но имеет
неконкретный характер; третья – политика идентичности в России отсутствует; четвертая – нет потребности в таком направлении политики. Позиции экспертов, как признающих наличие политики идентичности в России, так и отрицающих ее наличие, разделились почти поровну. Эксперты всех четырех групп отмечают
недостаточную концептуализированность и неконкретность государственной политики идентичности. Делается вывод, что политика идентичности должна включать не только меры по укреплению общероссйиской идентичности, но и технологии противодействия практикам манипуляции общественным сознанием россиян и деконструкции достигнутого единства общества. Эта составляющая пока еще формирующейся политики идентичности в России представлена значительно слабее: эксперты единодушны в том, что Россия не готова
эффективно противодействовать процессам, представляющим угрозу для российской идентичности, и эта оценка не зависит от того, в чем конкретный эксперт видит источник этих процессов. Более четкому концептуальному обоснованию этого направления деятельности могло бы содействовать широкое использование понятия «политика идентичности», вошедшего в общественно-политический и научный дискурс во многих странах. На фоне реальных успехов в формировании российской идентичности необходимо сделать акцент
на противодействии деструктивным практикам, направленным на десакрализацию объединяющих образов и деконструкцию коллективных представлений.
неконкретный характер; третья – политика идентичности в России отсутствует; четвертая – нет потребности в таком направлении политики. Позиции экспертов, как признающих наличие политики идентичности в России, так и отрицающих ее наличие, разделились почти поровну. Эксперты всех четырех групп отмечают
недостаточную концептуализированность и неконкретность государственной политики идентичности. Делается вывод, что политика идентичности должна включать не только меры по укреплению общероссйиской идентичности, но и технологии противодействия практикам манипуляции общественным сознанием россиян и деконструкции достигнутого единства общества. Эта составляющая пока еще формирующейся политики идентичности в России представлена значительно слабее: эксперты единодушны в том, что Россия не готова
эффективно противодействовать процессам, представляющим угрозу для российской идентичности, и эта оценка не зависит от того, в чем конкретный эксперт видит источник этих процессов. Более четкому концептуальному обоснованию этого направления деятельности могло бы содействовать широкое использование понятия «политика идентичности», вошедшего в общественно-политический и научный дискурс во многих странах. На фоне реальных успехов в формировании российской идентичности необходимо сделать акцент
на противодействии деструктивным практикам, направленным на десакрализацию объединяющих образов и деконструкцию коллективных представлений.
политика идентичности, российская идентичность, национальное единство, информационная война, «мягкая сила»