стр.
59
«Русское образование сильнее русского штыка…»: образовательная политика как элемент стратегии «мягкой силы» в западных окраинных регионах Российской империи во второй половине XIX – начале XX века
Статья посвящена анализу образовательной политики российских властей во второй половине XIX – начале XX в. на западных окраинах как одного из ключевых компонентов неконфликтной модели интеграции региона в общеимперское культурное пространство. Рассматриваются факторы, влиявшие на характер данной политики, особенности ее реализации и проблемы, связанные со специфическими этноконфессиональными особенностями западных окраин. Делается вывод о системном характере неконфликтных интегративных практик, применявшихся имперской администрацией, среди которых образовательная политика занимала одно из центральных мест, а также о положительном значении последней в становлении региональных интеллектуальных элит, способствовавших
просвещению народных масс, как в рамках империи, так и на пространстве политических субъектов, сформировавшихся в постимперский период.
просвещению народных масс, как в рамках империи, так и на пространстве политических субъектов, сформировавшихся в постимперский период.
Российская империя, западные окраинные регионы, Северо-Западный край, народное образование, церковно-приходские школы, школы грамоты, неконфликтные управленческие практики, «мягкая сила», интеграция