стр.
102
Особенности композиционно-смысловой организации академических текстов (на материале английского языка)
Статья посвящена исследованию композиционной и смысловой организации текстов современных базовых англоязычных академических жанров: лекции, вступительного и академического эссе, академической статьи. При помощи
комплекса лингвистических методов определяются ключевые параметры композиции академических текстов заявленных жанров и описывается их назначение. Исследуются критерии, влияющие на композицию отдельно взятого жанра. В ходе исследования выясняется, что смысловая структура академического текста представляет собой многоуровневую иерархическую организацию. Композиция академического текста обусловлена жанровыми задачами и включает в себя вступление, основную часть и заключение / выводы. Подчёркивается, что композиция жанра напрямую зависит от рода деятельности продуцента и реципиента, т.е. от того, является ли она рецептивной или продуктивной. Автор выявляет композиционную матрицу, которая, с одной стороны, подчёркивает стандартизацию академического текста, а, с другой
стороны, указывает на то, что ему присущи спонтанность и динамика. Также подчёркивается, что отдельные композиционные элементы являются более значимыми и поэтому занимают сильную позицию в тексте. Сильная позиция определяется по месту в тексте, характеру передаваемой информации, грамматическим структурам, наличию или отсутствию аллюзий, оформлению границ.
комплекса лингвистических методов определяются ключевые параметры композиции академических текстов заявленных жанров и описывается их назначение. Исследуются критерии, влияющие на композицию отдельно взятого жанра. В ходе исследования выясняется, что смысловая структура академического текста представляет собой многоуровневую иерархическую организацию. Композиция академического текста обусловлена жанровыми задачами и включает в себя вступление, основную часть и заключение / выводы. Подчёркивается, что композиция жанра напрямую зависит от рода деятельности продуцента и реципиента, т.е. от того, является ли она рецептивной или продуктивной. Автор выявляет композиционную матрицу, которая, с одной стороны, подчёркивает стандартизацию академического текста, а, с другой
стороны, указывает на то, что ему присущи спонтанность и динамика. Также подчёркивается, что отдельные композиционные элементы являются более значимыми и поэтому занимают сильную позицию в тексте. Сильная позиция определяется по месту в тексте, характеру передаваемой информации, грамматическим структурам, наличию или отсутствию аллюзий, оформлению границ.
академический жанр, композиция, смысловая структура текста, композиционная матрица, сильная позиция