стр.
101

Феномен доминирования и ситуация как внешний компонент речевого акта


(Южный федеральный университет)

(Южный федеральный университет)

Цель статьи – провести анализ ситуации как внешнего компонента речевого акта и проследить актуализацию доминирования в речевом поведении индивида. Понятие ситуации возникло для обозначения сложного денотата, передаваемого в высказывании. Количество компонентов ситуации может колебаться за счет раскрытия ее элементов.
В структурной организации высказывания отражаются языковые и интеллектуальные навыки автора. Следовательно, речевые структуры несут информацию о соответствующих навыках социального взаимодействия и чертах характера личности, а ситуативные факторы коммуникативной деятельности ограничивают организацию этих структур. Например, выбор варианта речевой единицы в ситуации доминантного речевого поведения осуществляет сам отправитель в соответствии со своей оценкой ситуации общения, но прежде всего – с оценкой предполагаемого реципиента. Более того, для актуализации отправителем его интенциональных задач при порождении высказывания большое значение имеет влияние, оказываемое на него получателем и не осознаваемое самим адресантом. Если такое влияние приводит к актуализации
адресантом доминирования, то в ситуации, характеризующейся наличием враждебного отношения к адресату, адресант в результате использует конфронтационные стратегии воздействия. Доминирование же адресанта в ситуации, связанной с проявлением дружественности, влечет за собой кооперативные формы стратегий.
ситуация, речевой акт, доминирование, речевое поведение, адресант, адресат, конфронтационная стратегия, кооперативная стратегия, взаимодействие

Полный текст любой статьи вы можете найти
в печатной версии журнала или на сайте РИНЦ.